Ольга Узорова о раннем развитии детей

Интервью с опытным педагогом, который знает, как не отбить ребенку вкус к счастливой жизни.

2015-09-23 | 26

Как это нередко бывает, схожие идеи не просто возникают одновременно у разных людей, но и имеют свойство притягиваться друг к другу.  С Ольгой Узоровой мы встретились, как раз когда она выпустила вместе со своим постоянным соавтором Еленой Нефёдовой новый букварь для обучения чтению детей с 2-х лет. А скоро должно выйти и продолжение – для детей 3-4 лет. Педагог с 15-летним стажем преподавания в начальной школе, Ольга Узорова сегодня не только издаёт книжки, но и ездит по всему миру с лекциями по собственной методике обучения и всестороннего развития детей с самого раннего возраста. Её опыт востребован не только в России, но и в других странах, где активно функционируют русские школы. В перерывах между зарубежными перелётами Ольга Узорова успела рассказать нам не только о чтении с малышами, но и о том, как правильно разговаривать с ребёнком, как мотивировать на успех и почему нельзя переставать читать детям любимые сказки…

Ольга, почему Вы решили составить букварь для малышей с 2-х лет?

Я много общалась с садами, с ясельными группами, с воспитателями из разных стран и сталкивалась с тем, что в 6 лет у ребенка уровень развития речи, как у двухлетки. И за эти 6 лет ему уже огромное число людей сказало, что не понимают, о чём он говорит. Его же это раздражает! И эти дети уже на любое замечание реагируют очень остро. То есть у них не развита речь, а дальше понятно, что это неграмотное письмо и ещё целый клубок проблем. Букварь помогает предотвратить такую ситуацию.

Расскажите подробнее о технике обучения чтению малышей… На первый взгляд это кажется невозможным!

Ребенку нужно в первом классе освоить целую кучу бессмысленных слогов, которые потом встретятся в середине слова: са, со, си и так далее. А в нашем букваре мы берём такие слоги, которые одновременно являются местоимениями или междометиями. Это эмоциональный букварь. То есть, ребенок потихонечку читает слоги, но уже с удовольствием, сразу понимает и простейшие слова. Например, видит «А!» с соответствующей картинкой, а мама ему тут же говорит: «Вот видишь, мальчик удивляется». Вот так почитали, дальше он закрепляет букву: «Аааа». А если мама ещё о каждой картинке рассказывает, то он вживается в ситуацию. Он читает «У», а мама дальше – «…бабушки пирог» – вот это дети обожают делать! Ситуация успеха необходима для малышей. Потому что, если у маленького ребёнка не получилось сразу собрать пирамидку, он к ней больше не подойдёт.

Почему так важно, чтобы и мама тоже участвовала в процессе?

Есть такое выражение: «Хлеба и зрелищ». Так вот ребёнку необходимо зрелище. В годика два, сидя на плечах у папы, он любит показывать на какой-то предмет и «спрашивать»: «Мм?». И ответ: «Едет машина», – его не устроит. «Машина красная, большая мчится по дороге, ой, как красиво!» – всё, ребёнок успокаивается. Ему необходим постоянный источник информации, а для этого всё обязательно нужно проговаривать. В частности, на этом основана наша книжка для совсем маленьких – «Рисуем пальчиками» для детей от 1 до 3 лет. Слева даётся образец – готовый рисунок, а справа пространство для творчества, дети макают пальчики в краску и просто ставят точки. Дальше идёт стишок, а дальше – очень важно! – мама должна объяснить задание, обязательно описать картинку и похвалить: «Вот какой леопардёнок получился! Вместе с мамой сидит, на тебя смотрит». И в конце логопедические упражнения. То есть каждое занятие – это как мини-спектакль, который он в принципе может и наизусть выучить. Тут сразу и эмоция включается, и логопедия отрабатывается, и мелкая моторика.

Легко ли удержать внимание малыша и что для этого нужно делать?

У них хватает внимания минут на 3-7. Усадить его и на подольше можно, но толку… Он тебя будет слушать как фон – шум прибоя или треск костра. Поэтому в наших книжках каждое занятие короткое, но заниматься обязательно систематически. Ещё детям обязательно нужно что-то трогать. Если ребенок, например, за каждый правильный ответ что-то потом в ручках держит, его это настолько вдохновляет, что он потом всё готов сделать! Главное, не отбить ни в коем случае ни вкус к учёбе, ни к счастливой жизни. Чтобы он понимал, что хорошо позанимался, его все похвалили, а потом у него классный отдых!

Почему важно учить читать уже в таком возрасте?

Опять-таки, я не говорю, что всех обязательно надо учить. Главное – не привить ребёнку дикое отвращение к учёбе. Сколько раз я наблюдала, как в два года ребёнка отлавливают и пытаются учить! Собственно, это меня и сподвигло написать эту книжку. Если уж вы решили заниматься с ребёнком, то занимайтесь хотя бы грамотно.

С какими сферами мышления связано развитие речи?

Развитие речи влияет на всё, это и математическое, и абстрактное мышление, и логика, и память, и внимание, и моторика, и даже самооценка. Развитие речи – это фундамент! Я могу больше сказать, у нас при приёме в начальную школу в сильный класс берут, прежде всего, ребёнка, у которого хорошо развита речь, даже если он, например, плохо считает. Поэтому, как только ребёнок родился, надо сразу с ним разговаривать.

И вот ещё важный момент. У каждого ребёнка есть любимая сказка, которую он постоянно просит родителей ему читать. И, к сожалению, многие совершают ошибку, считая, что это какая-то ограниченность. Так вот прекращать читать ни в коем случае нельзя. Ему запала эта сказка, он её слушает уже 144 раза, а в это время у него закладываются синтаксические конструкции в голове. Как учат, например, английскому языку? После того, как проходят слова, учат наизусть топики. Сказка у него, условно, как те топики. Так у него выстраиваются и закладываются предложения. Потом, конечно, оно всё расширяется. Нельзя прекращать читать, даже если сказка у вас уже вот здесь сидит. У вас сидит, а у него строится.

 

Беседу вела Виктория Канафеева.

 

Автор: Канафеева Виктория

Смотрите также